«Махаон»: – Деревянная мозаика Константина Московского уникальна. Это живопись, где вместо мазков кисти – маленькие кусочки из разных пород дерева, природным окрасом задающие цветовую палитру картины. Работы мастеров живописи в таком изысканном древесном претворении получают второе дыхание, вторую жизнь.
Мозаика — из дерева
К.М.: – Однажды для ВДНХ Украины нужно было выполнить макет турбазы из шпона (я тогда работал макетчиком в институте Туристпроект). Предоставили материал – дерево разных пород и сортов. Я склеил макет, и этот материал – дерево – меня заинтересовал. Потом попалась на глаза книга «Ломоносовская мозаика»: Ломоносов делал мозаику из смальты, восстановив утратившийся способ ее изготовления. Книга очень вдохновила. Позже увидел мозаику в Исаакиевском соборе, тоже из смальты, и подумал: почему бы не попробовать сделать мозаику из дерева? В результате получилась мозаика по типу флорентийской. В классической мозаике кусочки располагаются в заданном направлении, а у меня они – разнонаправлены, имитируют мазок кисти.
Я не хотел заниматься интарсией – декоративной работой, в которой используется цвет, фактура и рисунок дерева. К примеру, возьмешь фрагмент дерева – и на нем уже видно по природному узору: где-то похоже на скалы, где-то – на море. Чайку врезал другого цвета – и картина готова. А я хотел сделать так, чтобы при удалении от картины казалось, что она написана. Или, в крайнем случае, виделась старая гравюра. Особая желтизна, которую дает древесина, привносит в картину эффект старины: легко заметить, что масляные краски старых полотен со временем выгорают, приобретая теплые оттенки, близкие колориту дерева.
Свои первые работы выставлял в Москве на ВДНХ в 1995 году. Аналогов своему творчеству еще не видел. Некоторые мастера интарсии тоже пробовали «рисовать» деревом. Но их творческий запал иссякал на первой же работе – занятие скоро надоедало. Это очень долгий, кропотливый труд.
Первая картина у меня была 18х24, я над ней работал 8 месяцев. Сейчас картину такого же размера могу сделать за неделю-две, в зависимости от сложности.
О технологии
К.М.: – ...Перевожу репродукцию выбранной картины на основу – цветную или черно-белую – и начинаю по ней работать: подбираю кусочки по цвету, тону. По цвету не всегда получается, потому что дерево не повторяет масляные краски. То есть подбираются эквиваленты по тону, насыщенности. Яркое, темное, светлое – основной акцент на эти характеристики. Однако картина проявляется только после покрытия лаком, а до этого просматривается плохо. Как будет читаться дерево после обработки лаком, уже подсказывает опыт: с 1990 года я сделал 485 работ.
«Махаон»: – С какими породами дерева работаете?
К.М.: – С разными, не работаю только с твердыми: дубом, к примеру, да и цвета у него никакого; с можжевельником – у него только запах, а рисунок древесины не подходит. Больше всего работаю с красным деревом. Красиво смотрится в мозаичном полотне лимонное дерево – желтое, прозрачное; интересен растущий на Кавказе самшит: внутри него целая палитра – от темно-коричневого до почти белого. Хороша карельская береза – дает светлые тона...
«Махаон»: – Чем делаете срезы?
К.М.: – Начинал со скальпелей. В советские времена производили очень хорошие скальпели, так что долгое время скальпель и резак заменяли все инструменты... Сейчас уже использую специализированный инструмент.
«Махаон»: – Как выбираете картины, по которым создаете свои произведения?
К.М.: – Листаю каталог какого-нибудь музея, альбомы, книги по искусству, даже заглядываю в интернет, выбираю, что понравится – и делаю. Не всегда знаю автора. Точные критерии назвать не могу... Понравилось – и все. Хотя можно сказать, что у этих картин одно направление – классика.